Оба варианта трансмиссии созданы, чтобы облегчить жизнь водителя. Но у них есть свои особенности. Каждый автолюбитель с опытом приходит к тому, что для него лучше. Поэтому важно понимать, как отличить автомат от вариатора Ауди еще до покупки новой машины. Для начала следует изучить, чем эти механизмы отличаются.

   Как устроена автоматическая коробка переключения передач?

 

Основа АКПП — это два узла, представляющих собой единый механический модуль:

  • Редуктор состоит из шестеренок, обеспечивающих сцепление.
  • Гидротрансформатор или ГДР посредством изменяемого давления масла передает крутящий момент.

С момента своего изобретения и первого применения в автомобилях в 1940-м году АКПП была доведена до совершенства. Несмотря на технически сложное устройство, коробка-автомат показывает удивительную живучесть. Большинство поломок раньше регламентного срока вызваны неправильной эксплуатацией. Самая большая проблема — несвоевременная замена моторного масла. Оно выполняет ключевую функцию, поскольку смазывает подвижные детали и создает необходимое давление.

Если масло уже черное, с элементами окалины, грязью и признаками кристаллизации, оно способно загубить вашу АКПП.

Второй обязательный момент — регулярное ТО автоматической коробки передач в хорошем автосервисе. Они нуждаются в этом все без исключения. Это не составит проблемы, поскольку мастеров и комплектующих для любой модели авто достаточно.

Среди преимуществ АКПП водители отмечают:

  • комфортное вождение;
  • мягкое переключение на больших скоростях;
  • электронная часть ломается очень редко, а она наиболее дорогая в ремонте;
  • ресурса с лихвой хватает на весь жизненный цикл двигателя — при должном уходе автомат способен отгонять более 300 тысяч км.

Однако динамические параметры и КПД у автоматического переключения передач будут хуже. А еще такой автомобиль нуждается в большом объеме масла.

   Как устроен вариатор?

 

Это отдельный вид трансмиссии, который применяется на автомобилях с 1950-хх годов. В нем происходит бесступенчатое изменение передаточного числа, то есть отсутствуют дискретные скорости. Его другое название — CVT или continuously variable transmission.

Основой конструкции являются два конических шкива, соединенные специальным механическим ремнем или цепью. Каждый шкив имеет подвижную и зафиксированную часть. Под воздействием давления масла внутри системы подвижная часть обоих шкивов одновременно перемещается, уменьшая или увеличивая рабочий радиус для ремня. Таким образом плавно изменяется передаточное число.

Дополнительной конструктивной особенностью вариантора выступает наличие специального устройства для переключения заднего хода.

Сцепление обеспечивает обычно гидротрансформатор.

Электронный блок управления ЭБУ вариатором — более сложный. Используется система многочисленных датчиков и гидроблок подачи масла в каждый из функциональных узлов.

Автомобили с вариатором плавно разгоняются и показывают более высокий КПД приблизительно на 8-10%, что уменьшает расход топлива. Для новичка они окажутся более комфортными.

Но из-за высокой технической сложности вариантор «отходит» не более 150 тысяч км до замены ремня даже при регулярном ТО с помощью качественных расходников.

Обслуживание и ремонт вариаторов способна выполнить не каждый автосервис. Для этого требуется специальное дорогостоящее оборудование.

   Разбираемся, автомат на вашей Ауди или вариатор

 

В рамках одного модельного ряда допускается огромное количество модификаций. Авто может комплектоваться и МКПП, и классической АКПП, и CVT. Вариатор на Ауди называется Multitronic и обычно устанавливался с 1999-го по до 2014-го на некоторые переднеприводные модели (кроме кабриолетов) с продольной ориентацией бензинового мотора. Это были Audi A4 на платформе B6, B7, B8, Audi A5 на базе 8T, C5, C6, C7, Audi A7 на основе C7, Audi A8 на платформе D3 и D4.

Точная информация будет отражена в документации на транспортное средство. Но вам не обязательно искать ее, чтобы ответить на этот вопрос. И автомат, и CVT — это только две педали. Далее:

  • Если у AUDI полный привод, то на ней установлена исключительно автоматическая коробка передач.
  • Автомобили с вариатором обычно дополнительно к названию модели имеют на кузове и на приборной панели обозначение CVT.
  • На «лесенке» селектора передач отсутствуют режимы «D-3», «2».

Тест-драйв также поможет распознать, что установлено на Ауди — вариатор или автомат. АКПП проявляется ощущением небольших рывков при наборе скорости. В это время стрелка тахометра перескакивает на одни и те же дискретные значения.

Но какая бы у вас ни была комплектация, помните о регулярном ТО у профессиональных мастеров.